2019 © ГЖЕЛЬ 2.0  ВЧЕРА  СЕГОДНЯ  ЗАВТРА

  • Facebook
  • Instagram

Синим по белому

Ослепительная белизна снежных просторов и бездонная синева небес. Вальяжные русские реки, голубоокие озера, белокаменные монастыри, церкви и кремли. Все эти образы объединила в себе гжельская керамика.

Гжель — один из главных брендов России, неотъемлемый элемент нашего культурного кода и визуальной идентичности. Однако Гжель не всегда была такой, какой мы знаем ее сейчас. Привычная нам бело-синяя роспись появилась сравнительно недавно. До этого большой популярностью пользовалась майоликовая посуда с цветной росписью.

Мода на сине-белую роспись на фаянсе пришла к нам из-за границы, а именно из Голландии. Нетрудно догадаться, при каком правителе — при Петре I. Знаменитый дельфтский фаянс пришелся по вкусу гжельским мастерам. Они привнесли в эту роспись что-то свое, русское, сделали ее своим фирменным стилем и очаровали своими работами весь мир.

Гжель – колыбель русской керамики. Почти семь веков в этом подмосковном регионе с богатыми месторождениями глины трудятся ремесленники, передавая из поколения в поколение секреты мастерства.

Современные художественно-стилевые особенности этого промысла сложились после Великой отечественной войны, в период 1940-х-1980-х. Сегодня главной особенностью промысла является возрождение старинных народных элементов росписи на фарфоре. В основу современных художественно-стилевых особенностей положены приемы росписей, применявшиеся в народном искусстве: в майолике ХVIII века (многоцветная роспись по сырой эмали), в фарфоре ХIХ века (полихромная надглазурная роспись), а также ручная роспись свободной кистью, которая использовалась в декоре прялок, деревянной посуды, металлических подносов, тканей.

Основными элементами фирменного стиля гжельских мастеров являются: кистевой «светотеневой мазок» (или «мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью и «ситчик». Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета с оттенками, полутонами, переходами — от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. Среди сюжетов росписи лидируют ботанические и анималистические мотивы, архитектурные пейзажи, изображения людей.

Сохраняя традиции, Гжель хочет идти в ногу со временем. Сегодня Гжели нужны новые сюжеты, новые материалы, обновленные стилистические принципы и свежие идеи, необходимые для создания актуального и востребованного продукта. Мы предлагаем вам принять участие в перезагрузке этого промысла, вдохнуть в него новую жизнь и даем вам возможность реализовать ваши творческие проекты благодаря ресурсам конкурса и статусным партнерам. Новая страница Гжели открыта. Что на ней напишете вы?

Квасник «Свидание»

В. Неплюев

Фарфор Гжель, ручная роспись

©Музей «Объединения «Гжель»»

Квасник с крышкой и кувшин

Вторая половина XVIII века

Московская губерния, район Гжели

© Русский музей

Сервиз «Нежность»

Автор – В. Акулов, роспись – Э. Орлова

Фарфор Гжель, ручная роспись

©Музей «Объединения «Гжель»»

©Музей «Объединения «Гжель»»